20.06.2003
Кими Райкконен: человек льда
East News/AFP
Кими Райкконен — надежда не только команды «West McLaren Mercedes», но и «Формулы-1» в целом. После прошлогоднего безусловного доминирования на трассе Михаэля Шумахера и команды «Феррари» никто даже и подумать не мог, что какой-то другой гонщик способен на протяжении нескольких этапов удерживать лидерство в личном зачете. А Кими в нынешнем сезоне сделал это.

Какой он, этот двадцатитрехлетний парень, сумевший обогнать самого Шумахера? Узнать это предоставилась возможность нашему корреспонденту и еще семи журналистам из разных стран, посетившим гонщика на его родине — в Финляндии. Там они провели один воскресный день с Кими Райкконеном.
Кими встретил нас на одном из причалов Хельсинки на суперсовременном катере под названием «Бумерангер». Экстремальная лодка, разгоняющаяся до 120 км/ч. Причем пассажиры сидят по-ковбойски на носу и при любом резком повороте рискуют оказаться за бортом в ледяной воде. Когда за штурвал «Бумерангера» встал Кими, мы на всякий случай пересчитались...
— Ты отлично управился с катером. Нет желания попробовать себя за штурвалом самолета? Сейчас многие знаменитости имеют собственные самолеты.
— Поуправлять самолетом было бы интересно. Но желания его приобрести пока нет. Несмотря на то, что большинство Гран-при проходят всего в часе лета от моего дома в Швейцарии. Это слишком дорогое удовольствие. Купить самолет можно, но даже небольшой летательный аппарат очень дорог в обслуживании. Технический сервис, аренда ангара, налоги и прочее.
Кими осторожен и сдержан. У него нет дежурной западной улыбки. Выражение глаз выдает человека, который чаще смотрит внутрь себя, чем на других. Говорит он довольно быстро, но негромко. А конец фразы иногда превращает просто в бормотание. Создается впечатление, что он автоматически договаривает мысль, которую уже давно продумал и которая, по его мнению, равно очевидна и ему, и всем остальным.
— Что ты почувствовал, когда впервые сел за руль болида «Формулы-1»?
— Если честно, то я был разочарован. Мне казалось, что управление самой быстрой машиной в мире должно быть много сложнее. А тут я не обнаружил никаких принципиальных различий с теми болидами, на которых я выступал раньше. К тому же я ожидал более высоких и ощутимых скоростей. Так что скорость не шокировала меня, как обычно это бывает с другими пилотами. За исключением разве что бокового ускорения. В первый год пришлось попотеть.
— Ты используешь специальную фитнес-программу, чтобы безболезненно переносить боковое ускорение?
— Шею вообще очень трудно тренировать. Я ежедневно хожу в тренажерный зал и плаваю. Чтобы лучше переносить боковое ускорение, надо больше ездить. Во время тестов экипировка пилотов подгоняется под оптимальный вариант, чтобы снизить болевые ощущения. Помогает в этом и специальный массаж.
Пришвартовались мы в закрытой военной зоне. На другой стороне Финского залива в дымке проступали очертания Таллина. Кими продолжал исполнять обязанности гида, которые он взял на себя еще в самом начале тура «Хельсинки с моря». На этот раз он рассказал о каменной башне, около которой мы причалили. Оказалось, что это известная сауна Каянус, построенная больше века назад для плотских утех местной аристократии. Сейчас она отдана в распоряжение артиллеристов-ветеранов.
— Часто приезжаешь домой, в Финляндию?
— К сожалению, нет. Прилетаю в Хельсинки к родителям только на Рождество или на дни рождения.
— До десяти лет ты подавал большие надежды в хоккее. Твои родители не были огорчены тем, что ты бросил этот спорт?
— Тогда я был в поиске. И В подарок от Кими журналисты получили хоккейную форму своих странзанятия картингом сразу меня вдохновили, да и результаты от занятий автоспортом были не хуже, чем в хоккее. Мои родители оплатили мое гоночное обучение деньгами, которые они копили на ремонт дома. Сейчас настала моя очередь возвращать долги.
— Неужели правда, что ты ушел из хоккея потому, что надо было рано вставать на тренировки?
— Да. Подъем жизненного тонуса у меня приходится на вторую половину дня.
— Ходят слухи, что ты чуть не проспал свой первый старт в «Формуле-1»...
— Ну это преувеличение. Просто перед стартом необходимо немного отдохнуть и снять напряжение. Кому-то этот способ — сон — показался необычным... А поволноваться тогда пришлось. Я вообще на Гран-при «Формулы-1» был впервые, и сразу — в качестве гонщика.
— Кими, а ты и по жизни экстремал?
— Нет. Адреналина мне хватает на гонках. Хотя в последнее время я увлекся сноубордингом. А его считают экстремальным видом спорта. Не знаю, почему. Наверное, из-за высокого травматизма, связанного с ним.
— Какую максимальную скорость ты выжимал на спортивных трассах и на обычном шоссе?
— Наибольшую скорость я развил на «заубере» на тестах в Монце — 360 километров в час. На дорожных машинах я езжу, как и все остальные водители. Все зависит от страны. Очень интересно покататься по скоростным трассам в Германии. Но я не сумасшедший, чтобы устраивать гонки в обычной жизни.
— У тебя два «мерседеса» — в Цюрихе и в Хельсинки. Нет желания купить более скоростную машину, «феррари», например?
— Я и «мерседесы» не покупал. Это машины команды. В обычной жизни я люблю комфорт и спокойствие. Как раз то, что дает «мерседес». А «феррари» очень шумный автомобиль.
Райкконен уже шестой финский пилот, выступающий в «Формуле-1». Сравнивая его со знаменитыми соотечественниками Микой Сало и Микой Хаккиненом, многие отмечают, что Кими хладнокровнее, но в то же время острее и агрессивнее своих предшественников. На его шлеме есть надпись — «The Iceman» («Ледяной человек»). Так прозвали Райкконена в команде за его неэмоциональность.
— Ты сильно разозлился из-за неудачи в Барселоне?
— Я никогда не злюсь. Бываю расстроен. Но никогда не позволяю эмоциям взять верх над разумом.
— Какие трассы для тебя наиболее удобны?
— Мне нравится трасса в Мельбурне. Там я впервые выступил в гонках «Формулы-1» и заработал первое очко. «Интерлагос» в Бразилии хорош тем, что там можно обгонять на торможении в первом повороте. Но надо быть осторожным — на первом круге часто происходят столкновения. Это достаточно сложный трек с перепадом высот, среднескоростными поворотами и быстрыми прямыми. Хорошая трасса в Монако.
— В последнее время много говорят о том, что зрелищность гонок снизилась в связи с тем, что на трассе безраздельно властвует «Феррари». Какие надежды ты возлагаешь на новый болид «Макларена» и когда он появится?
— Но я уже доказал, что и на старом болиде могу выигрывать у «Феррари». Основные изменения коснутся подвески и коробки передач. Главное качество, которое ценится в машинах, — надежность. Поэтому конструкторы постарались максимально снизить трение в этих узлах. Обидно, когда машина не может тронуться на пит-лейне или мотор подводит на середине гонки. Новый болид MP4-18A будет более надежным. Вероятно, вы его увидите в действии на гонках Гран-при Европы в Нюрбургринге.
— Во время гонки ты можешь слышать радиопереговоры других команд?
— Нет. У каждого пилота свой канал. Но, по новым правилам, радиопереговоры скоро отменят.
— Может быть, их заменят на приятную музыку? Что предпочитаешь слушать?
— Мне нравятся финская группа «Bomfunk MC» и Эминем.
— Ты суеверен?
— Абсолютно нет. Никаких особых ритуалов или талисманов, призванных обеспечить удачу в гонках, у меня нет.
— А татуировка на запястье не служит тебе талисманом?
— Нет. Она абсолютно ничего не означает.
Здесь Кими лукавит. Улыбающееся солнце, сделанное черной тушью, появилось у него в то время, когда он стал выступать в этапах «Формулы-1».
— Кими, а ты можешь после гонки выпить пива с пилотами других команд, обменяться впечатлениями, обсудить проблемы?
— Ну, проблемы проблемам рознь. О чем-то мы можем поговорить. Но есть масса тем, которые являются коммерческой тайной. Конечно же, мы обмениваемся впечатлениями о гонках и трассах. Часто сходимся во мнениях по этому поводу. Михаэль, кстати, очень интересный и веселый собеседник.
— Шумахер-старший как-то говорил, что во время гонки он часто испытывает потребность сходить в туалет. Что делать в этом случае?
— Как что?! Я останавливаюсь на пит-стопе и говорю: «Алекс (Александр Вурц — тест-пилот «Макларена». — Ред.), сгоняй пару кругов за меня. Мне приспичило». Если уж совсем невмоготу, то торможу прямо на трассе — и до ближайших кустов... Шутка. К гонкам готовимся более чем основательно.
Кими любит юмор, но, как очень сдержанный человек, выдает свои эмоции только улыбкой.
— Можно ли заниматься сексом в болиде?
— Ну если сделать его двухместным... а лучше — трехместным... Эдакий шведский дизайн.
— На подиуме у вас такие огромные бутылки с шампанским. Никто не пострадал при их откупоривании?
— Нам дают в руки уже открытые бутылки. Они заморожены, и поэтому их приходится трясти, чтобы создать напор жидкости и облить товарищей. Насколько я знаю, иногда бутылки выскальзывали из рук и разбивались, но это никогда не приводило к серьезным последствиям.
День с Кими завершался на финальном матче чемпионата мира по хоккею между сборными Швеции и Канады. Финны традиционно болели против шведов. Тем более что именно шведы выбили финнов из турнира.
— Не брось ты в свое время хоккей — сейчас бы играл за сборную. Хотя бы на уровне хобби хоккей остался в твоей жизни?
— К хоккею сейчас я имею отношение только в качестве Среди пилотов «Формулы» стало модным в качестве спутниц выбирать фотомоделей. У Кими есть Дженни. А у его напарника по команде Дэвида Култхарда были и Наоми Кэмпбелл, и Хайди Клум. В невестах Ральфа Шумахера числилась Джордан, а нынешняя жена, Кора Бринкман, так и вовсе была порномоделью. У Эдди Ирвайна был роман с бразильской секс-бомбой Лучианой Морад, у которой есть ребенок от Мика Джаггера. Затем он переключился на модель Анук Фоорвельдболельщика. Слежу за чемпионатами мира и турниром НХЛ. Настоящий же способ релаксации — это встреча с моими друзьями. Многие из них занимаются искусством. Так что мы вместе выбираемся в кино. Люблю совместные велосипедные прогулки или поездки на машине за город.
— Твоя невеста, Дженни, тоже участвует в этих вылазках?
— Сейчас она принимает участие в запуске новой программы на телевидении. К тому же у нее масса обязательств в модельном бизнесе. У нас редко совпадают свободные дни, которые мы могли бы провести вместе. Иногда она приезжает на этапы Гран-при поддержать меня.
Избранницей Кими стала двадцатилетняя модель Дженни Дальман, победительница конкурсов «Мисс Финляндия» и «Мисс Скандинавия». Впервые они обнародовали свои отношения в январе 2002 года, когда Кими взял Дженни с собой на тесты в Барселону. В знак серьезности своих намерений он подарил возлюбленной кольцо из белого золота с бриллиантом. Но в остальном тщательно хранит конфиденциальность. Только под жестким нажимом менеджеров Кими согласился сфотографироваться с невестой во время финала чемпионата мира по хоккею.
— Кими, хотелось бы побывать на твоей свадьбе...
— Приезжайте.
— Когда и куда привозить подарки?
— Пока не скажу.
Вот такой он, ледяной финский парень. Все по-честному и без эмоций. Волею судеб и собственным упорством прорвался он на олимп автоспорта.

Александр Попенсков

 

Hosted by uCoz